«Гадкие утята» советского автопрома

16 Июн 2017 | Автор: | Комментариев нет »

>


КИМ-10−50 (Фото: wikipedia.org)

В СССР к машинам относились как к рабочим лошадкам. Поэтому они отличались практичностью, функциональностью и простотой. Но иногда палку перегибали — и получались «гадкие утята». Чаще всего это случалась с двух- и  трехдверными машинками.

Начало двухдверной эры

В Европе до Второй мировой машин с двумя дверями хватало. Большую часть составляли бюджетные и простенькие транспортные средства. Например, немецкие Hanomag 2/10, BMW 3/15 Dixi и Opel P4. В 1930-е к ним присоединились французы с Renault Juvaquatre. А Volkswagen и Opel представили модели Kafer и Kadett. Интересно, что именно «Кадет» стал, если можно так выразиться, прародителем советских «двухдверок».

За несколько лет до войны Московский автомобильный завод начал работать над проектом собственной малолитражки — КИМ-10−50. За основу «верхи» предложили использовать Ford Prefect. Но конструктор и художник ГАЗа Валентин Бродский проявил смелость и инициативу. Так появился двухдверный кузов, в котором проглядывали черты ЗИС-101А.

Любопытно, что в 1940 году о «КИМе» вышла даже статья в журнале «За рулем». Автор не сомневался в успехе необычного «бюджетника»: «У малолитражного КИМ-10 большая будущность. В ближайшие годы его широко используют для внутриколхозной связи, обслуживания почты. Он станет также незаменимой учебной машиной».

Чертежи и пресс-формы для кузовного производства заказали в США. И ничего не предвещало беды, но… разразился скандал. По непонятным причинам газета «Известия» опубликовала статью, где рассказывалось о запуске малолитражки раньше срока. То есть, до того, как машина успела пройти проверку в Кремле.

Есть еще одна версия. По ней, когда Иосиф Сталин «тестил» машину, он попросил представителя завода принести ему трубку, которую вождь «забыл» в кабинете. Представитель сидел сзади, поэтому выбраться из машины мог только после того, как водитель или сам Сталин вышли бы из транспортного средства. В общем, проект зарубили, а наркома среднего машиностроения СССР Ивана Лихачева понизили до директора автозавода. Так Иосиф Виссарионович ясно дал понять, что к двухдверным автомобилям он относится негативно.

После этой катастрофы КИМ-10−50 в экстренном порядке модернизировали и переименовали в КИМ-10−52. В этой модели конструкторы учли пожелания вождя. Поскольку времени было в обрез, заводчане просто подретушировали Opel Kadett. Четырехдверную машину планировали запустить в серию 1 июня 1941 года, но грянула война.

Послевоенные поиски

КИМ-10−52 опять лично осмотрел Сталин, а заодно сравнил автомобиль с трофейным «Кадетом». Машиной вождь остался доволен. Он одобрил выпуск четырехдверной версии, запретив менять что-либо в конструкции. «Лишние» двери получились узкими и смотрелись несуразно. Но спорить со Сталиным никто не осмелился.

Первый автомобиль с двумя дверями появился в СССР только во времена хрущевской «оттепели». За прообраз был взят «итальянец» Fiat 600. Этот автомобиль идеально сочетал прогрессивность, простоту конструкции и бюджетность. Но просто копировать машину советские конструкторы не стали. Взяв «итальянца» за образец, они его тщательно переработали.

Так появился Москвич-444. Но затем проект был отдан на откуп запорожскому заводу «Коммунар», где прежде выпускали сельскохозяйственную технику. И уже там его превратили в ЗАЗ-965 «Запорожец». «Горбатый», как известно, стал самым доступным автомобилем в Советском Союзе.

Эпохальное событие

Оно произошло во второй половине 1970-х, когда появилась трехдверка ВАЗ-2121.

Выбор компоновки был сделан не случайно. Только так конструкторы смогли «уложиться» в короткую колесную базу, необходимую для внедорожника. Вторая причина — повышенная жесткость кузова на кручение. Третья заключалась в себестоимости — на авто с двумя дверьми денег уходило гораздо меньше. Четвертая учитывала опыт мирового автопрома: Fiat Ritmo, Volkswagen Golf, Opel Kadett доказывали, что у таких машин есть право на существование.

В 1984 году появился трехдверный хэтчбек ВАЗ-2108. Его пятидверная вариация «задержалась» аж на три года.

Автолюбители СССР восприняли новинку настороженно. Две боковые двери, передний привод — слишком много необычного. Последующая эксплуатация показала, что «восьмерка» действительно не слишком удобна.

В 1980-х годах трехдверную машину начал выпускать и ЗАЗ под индексом «1102». Этот автомобили стал логичным продолжением «Запорожцев».

Затем появилась и еще одна «трехдверка» — ВАЗ-1111 «Ока». Тут все просто. Автомобиль отличался такими скромными размерами, что лепить четыре двери было просто некуда.

Источник: http://svpressa.ru

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
УВАЖАЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ДЛЯ КОРРЕКТНОЙ РАБОТЫ САЙТА, ПРОСИМ ВАС ОТКЛЮЧИТЬ ЛЮБЫЕ БЛОКИРОВЩИКИ РЕКЛАМЫ
Наши партнёры
http://controlf.biz.ua/
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании , просим немедленно сообщить нам.