Россия уже готова, НАТО придется нагонять

13 Июн 2017 | Автор: | Комментариев нет »

ПолитикаInteria, Польша© РИА Новости, Станислав Савельев | Перейти в фотобанкРоссия уже готова, НАТО придется нагонятьНАТО у российских границ

13.06.20171126Эвелина Карпиньска-Морек (Ewelina Karpińska-Morek)

Россия готова к конвенциональным территориальным конфликтам, ее армия отработала такого рода действия. А вот НАТО, подчеркивает сотрудник Польского института международных отношений (PISM) Марчин Терликовский (Marcin Terlikowski), придется наверстывать упущенное и вспоминать, как защищать свою территорию и границы.

6 июня Польский институт международных отношений опубликовал документ под названием «Trends in Force Posture in Europe», проанализировав в нем инвестиции четырех западноевропейских стран, США и России в оборонной сфере за период 2007-2016 годов.

— Interia.pl: Франция, Германия, Италия, Великобритания и США в последнее десятилетие ограничивали свои расходы на военную сферу, а Россия их резко увеличила. Как следует из доклада PISM, она повышала свою боевую готовность и отрабатывала сценарии конфликта на территории ОБСЕ. Мы наблюдаем две противоположные тенденции. Вызывают ли эти данные тревогу?

— Марчин Терликовский: Эти данные, действительно, выглядят тревожно, ведь в Европе сложилась ситуация, в которой одно государство, ядерная держава, которой является Россия, инвестирует в свои вооруженные силы, занимается их модернизацией и повышает уровень их боевой готовности, учитывая возможность применить силу в каком-нибудь сценарии на европейской территории. Одновременно самые сильные страны Западной Европы и США все последние 10 лет придерживались противоположного курса: они уменьшали численность армии, снимали с вооружения разнообразную технику, ограничивали военные расходы. Это была реакция на финансовый кризис: чтобы спасти бюджеты, пришлось сокращать траты на оборону. В результате общий военный потенциал сильнейших западноевропейских стран и США снизился, а военное присутствие американцев в Европе сократилось. Тем временем россияне двигались в противоположном направлении и обновляли армию.

— У нас есть причины для беспокойства?

— Баланс нарушился, а это может склонить Россию предпринять попытку прощупать возможности Североатлантического альянса. Сложившаяся ситуация, несомненно, способствовала тому, что России удалось с легкостью аннексировать Крым и спровоцировать конфликт на востоке Украины.

— Как следует из доклада Польского института международных отношений, российские расходы на оборону в 2016 году выросли почти вдвое — с 38 до 70 миллиардов долларов (с 3,4% до 5,3% ВВП). Другие страны переживали последствия финансового кризиса и экономили средства. Достаточно ли тратит на эту сферу Польша?

— Польша выделяется на фоне других стран НАТО. Начиная с 2001 года, она направляла на оборону 1,95% ВВП, а в последние два года довела эту сумму до 2% ВВП. Так что мы формально выполняем наши политические обязательства в рамках Альянса. Эти средства заблокированы в бюджете, долю уменьшить уже нельзя, так что у нас есть конкретная сумма, которая позволяет планировать модернизацию вооруженных сил на много лет вперед.

Но если мы хотим проводить модернизацию, покупать современные вооружения и одновременно создавать силы территориальной обороны, финансирование придется увеличить. Планируется, что Польша доведет расходы на оборону до 2,5% ВВП. Это тот уровень, который позволит осуществить все планы по технической модернизации и созданию территориальной обороны.

— В исследовавшийся вами период все страны, которым посвящен доклад, увеличили количество учений и расширили их масштаб. Однако французские, немецкие, итальянские, британские или американские маневры сильно отличались от российских. На что здесь следует обратить особое внимание?

— До 2013 года страны НАТО, по сути, отрабатывали только кризисные миссии, то есть такого рода операции, как те, что проводилась в Афганистане. Это были операции по принуждению к миру, включавшие в себя уничтожение партизанских или террористических групп. Или те миссии, которые ЕС проводила в Африке: когда европейские военные, оснащенные современной техникой, воевали с противником гораздо более слабым, но использующим партизанские или террористические методы.КонтекстВозможна ли ядерная война России и НАТО?The National Interest09.06.2017НАТО на страже «Сувалковского коридора»Delfi.lt06.06.2017НАТО и Россия обречены на конфронтациюПечат05.06.2017

Первые учения, сценарий которых предусматривал защиту границ НАТО, состоялись только в 2013 году. Альянс вернулся к маневрам такого рода после 2014 года, когда на востоке Украины вспыхнула война, но это процесс, на который понадобится время: только в следующих таких учениях основной темой станет отработка защиты границ НАТО, действий войск территориальной обороны.

Между тем Россия начала отрабатывать действия в Европе уже в 2007 году. Официально говорилось, что она готовится противостоять террористическим организациям или партизанам, но на самом деле она готовилась к столкновению с силами НАТО, захвату территории других государств и даже, о чем говорится во многих докладах, применению ядерного оружия. Это два разных мира. Одно дело — миротворческая миссия стабилизационных сил в Африке или Афганистане (хотя она тоже опасна и требует больших расходов), а другое — конвенциональный конфликт, в котором нужно защитить свою территорию. В течение 10 лет НАТО готовилась к операциям первого типа, разворачивающимся за пределами Европы, а Россия — к операциям второго типа. Результат очевиден: Москва к ним готова, ее армия отработала такого рода действия и применила этот опыт на Украине. Альянсу придется наверстывать упущенное и вспоминать, как защищать свою территорию и границы.

— Россия проводит внезапные незапланированные учения, более того, она привлекает к ним гораздо больше военных — до 155 тысяч человек. Противоположная сторона смогла привлечь к учениям только 36 тысяч человек.

— Да, и это были единственные настолько крупные натовские учения.

— Обычно число их участников не превышает 13 тысяч.

— Это стандартное количество для стабилизационных и миротворческих миссий, более масштабные силы там не нужны. Россия проводит свои учения, ориентируясь на классические межгосударственные конфликты, конфликт с НАТО. Во-первых, она привлекает к ним большое количество военных, поскольку этого требуют такого рода сценарии, во-вторых, она устраивает внезапные маневры, проверяя, насколько войска готовы перейти к полной мобилизации за несколько десятков часов. Это характерная особенность такого рода конфликтов. Когда речь идет о такой миссии, как в Афганистане, подготовка занимает несколько месяцев. Сначала происходит согласование на политическом уровне, потом аккумулируются силы, в итоге учения тоже занимают продолжительный период. От военных не требуют, чтобы они в течение нескольких дней были готовы отправиться в Африку и следить там за соблюдением перемирия. Для этой миссии нужен мандат Совета Безопасности или договор с данной страной, которая просит применить силы для обеспечения безопасности, как это было, например, в Мали или Центральноафриканской Республике. Так что во внезапных проверках боевой готовности не возникало необходимости.

Если Россия хочет проверить свою готовность к конфликту с НАТО, ей приходится проводить учения таким образом, что войска получают информацию в последний момент. Их поднимают по тревоге, они быстро готовят технику и перебрасывают ее в район учений.

— ОБСЕ была создана для предотвращения конфликтов в Европе, но эта организация справляется со своей задачей не лучшим образом — таков один из выводов доклада Польского института международных отношений. Инструменты, которыми пользуется ОБСЕ, оказались неэффективными. Чего ей недостает?

— Многие инструменты — юридические и политические соглашения, которые служили сохранению стабильности — Россия игнорирует. Из некоторых договоров она просто выходит. Например, она приостановила свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе, который, в частности, позволял военным экспертам наносить взаимные визиты и проверять, какие вооружения находятся в подразделениях на приграничных территориях. Этот механизм позволял западным странам узнать, чем занимается Россия, и самим проверить это, посетив базы. Россияне, в свою очередь, могли посещать натовские базы. Но Москва вышла из этого договора, и теперь нам сложно проверить, в какой степени готовности находятся силы у границы НАТО, какими вооружениями они располагают. Это один из примеров возникающих проблем, таких инструментов гораздо больше. Инструменты для поддержания безопасности в Европе у ОБСЕ есть, но дело в том, что организация переживает политический кризис.

Источник: http://inosmi.ru

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
УВАЖАЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ДЛЯ КОРРЕКТНОЙ РАБОТЫ САЙТА, ПРОСИМ ВАС ОТКЛЮЧИТЬ ЛЮБЫЕ БЛОКИРОВЩИКИ РЕКЛАМЫ
Наши партнёры
http://controlf.biz.ua/
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании , просим немедленно сообщить нам.