Тяжелое время для российского флота

4 Авг 2017 | Автор: | Комментариев нет »

ПолитикаAdvance, Хорватия© РИА Новости, Сайт Dover-Marina.com | Перейти в фотобанкТяжелое время для российского флотаВоенное дело

04.08.20170296Вадран Обучина (Vedran Obućina)

После распада Советского Союза в 90-е годы, когда трудно было обслуживать суда и не хватало средств, российский военно-морской флот попытался приспособить свои морские силы времен холодной войны к новым условиям. После 2000 года, когда российская экономика начала расти, появились первые идеи по поводу того, как вернуть мощный российский флот на мировую арену. В 2011 году была разработана масштабная программа перевооружения. Согласной ей, Министерство обороны РФ должно получить сто новых военных кораблей к 2020 году, в том числе — 20 подводных лодок, 35 корветов и 15 фрегатов. Разумеется, новым этапом в развитии российского флота стала аннексия Крыма, благодаря которой Москва вновь начала укреплять свои силы на Черном море. Туда планируется направить 18 новых кораблей и подлодок.

В конце холодной войны в 1991 году флот СССР располагал почти тысячей военных судов, начиная с небольших патрульных катеров и заканчивая большими авианосцами. В тот период истории советский флот играл чрезвычайно важную стратегическую роль в свете потенциальной войны с Западом. Флот был важным инструментом устрашения, поскольку советские подлодки были атомными или могли применять ракеты с ядерными боезарядами. При этом флот также отвечал за первую линию обороны советской территории и, когда это было возможно, нарушал коммуникации НАТО.

После распада Советского Союза и завершения холодной войны советский флот был расформирован и появился современный российский флот. Начались самые тяжелые времена для этого некогда прославленного флота, поскольку на содержание ВМФ не хватало финансов. Боеспособность флота упала, а программы обновления приостановились. Так продолжалось до 2002 года, когда дала о себе знать и проблема нехватки образованных кадров. Наконец, в 2009 году бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов заявил, что к 2015 году боеспособность Российского военно-морского флота будет крайне низкой, если не пересмотреть нынешние судостроительные планы и не построить новые корабли.

Неблагоприятная ситуация сохранялась даже после прихода к власти Владимира Путина. Сам он поддерживал финансирование крупных программ по модернизации военной авиации и флота, однако многое так и осталось лишь на словах. Катастрофа, которая произошла с подводной лодкой «Курск» в 2000 году, стала переломной. Отчасти эта трагедия явилась символом развала флота и громким криком о помощи. Недостаток дисциплины, устаревшие технологии, небрежность и плохое командование назывались причинами, приведшими к гибели подлодки и ее экипажа. Тогда началась масштабная модернизация, окончание которой ожидается приблизительно к 2030 году. Однако на пути модернизации существует масса препятствий.

Речь, в частности, о том, что российский ВМФ располагает значительно меньшим числом кораблей, чем флот СССР, точнее — их меньше на 25%. При этом специфика российских морских сил в том, что они географически разделены. Поэтому у России сегодня есть Северный, Тихоокеанский, Черноморский, Балтийский и Каспийский флот. Однако Россия видит миссию своего флота такой же, какая была при СССР. Флот должен играть значительную роль в устрашении (постоянное патрулирование и контроль над морской границей), а подводные лодки должны поддерживать атомный костяк страны.

КонтекстФлот для России не важен?Cankao xiaoxi02.08.2017У России нет ничего, кроме «Варяга»Sina.com28.06.2017Россия планировала создать мощный флот из суперлинкоровThe National Interest27.12.2016Помимо этой миссии, которая связана с выходом в нейтральные воды, перед российским ВМФ ставится задача по защите российских берегов от любой внешней угрозы. Он должен гарантировать, что с моря на Россию никто не нападет. Однако эти задачи трудновыполнимы, поскольку сегодня у России попросту недостаточно кораблей и подводных лодок. Те корабли, которые у России есть, устарели. Судоверфи остро нуждаются в модернизации, которая невозможна без импортных комплектующих, прежде всего западных. Санкции, которые были введены против России во время украинского кризиса, создают дополнительное давление на российский флот и судостроение.

Кремль видит российский ВМФ силой, которая заявит о российской мощи на мировом уровне. Однако пока подобное видение — не более чем сон. Флот может похвастаться только атомными подводными лодками, но у него нет оружия, которое превращало бы его в мощную морскую силу. Конечно, российское руководство это понимает, и для исправления ситуации уже было предложено несколько стратегий, в том числе, звучали призывы построить три-пять авианосцев. Однако из-за финансовых сложностей не поступило заказа ни на один.

Поэтому Россия перешла к тактике «шаг за шагом» и в первую очередь собирается заняться подготовкой флота, который сможет контролировать российские территориальные и близкие нейтральные воды. При этом Россия особенно заинтересована в присутствии в Атлантическом океане и в Арктическом регионе. Атлантика — регион потенциального пересечения интересов сил многополярного мира. Речь не только о НАТО и странах Запада, но и о Китае. Арктика является жизненно важным стратегическим регионом, который сулит огромные экономические преимущества (благодаря новым путям сообщения между Тихим и Атлантическим океаном) и ископаемые богатства.

В среднесрочной перспективе российский флот может спасти только модернизация существующих судоверфей и создание новых. Явный крах военного судостроения в России — уже реальность. Многочисленные суда типа «Киров», гордость атомного флота Советского Союза, тому подтверждение. Из четырех таких кораблей два списали, поскольку они были настолько изношены, что ремонтировать их уже не имело смысла. Один корабль — «Петр Великий» — стоит на вооружении, а второй — «Адмирал Нахимов» — должен вернуться в строй в 2018 году, когда, предположительно, закончится его ремонт. «Киров» собираются заменить проектом 23560Э «Лидер». Корабль водоизмещением 18 тысяч тонн оснащен зенитным ракетным комплексом С-500 и сверхзвуковыми противокорабельными ракетами П-800. Судно планировалось поставить на вооружение еще летом прошлого года, но пока известий о его завершении не поступало.

Насколько реалистична масштабная программа по замене советских типов кораблей, особенно «Современного» и «Кривака», новыми фрегатами типа «Адмирал Горшков» и «Адмирал Григорович», мы узнаем в сентябре этого года, когда государственная оборонная программа на 2018-2025 год будет завершена и представлена общественности.

 

Согласно первым заявлениям, Москва собирается значительно ограничить свои морские амбиции и больше внимания уделить сухопутным силам. Причины преимущественно финансовые, что подтверждает оборонный бюджет этого года, который Кремль сократил на пять процентов. Это первое сокращение военного бюджета с 90-х годов, а значит, Россия не модернизирует 70% своих сил к 2020 году, как планировалось первоначально. В реальности бюджетных денег может хватить только на половину желаний Министерства обороны, заявленных в новой программе на 2018-2025 год. Так что флот очень пострадает, особенно корабли.

Сектор, который Россия точно не собирается сокращать — это атомный подводный флот. Традиционно именно он был основной устрашающей составляющей российских ядерных сил, которые включают в себя наземные ракеты, бомбардировщики, оснащенные ядерными боезарядами, и подводные лодки с баллистическими ракетами. В этой сфере наследие Советского Союза наиболее ощутимо, поскольку во время холодной войны надводные корабли были продолжением всеми восхваляемого и уважаемого подводного флота. Кроме подводных лодок, Россия планирует вложить средства в стратегически важные воздушные силы и модернизацию военных самолетов. В смысле географии главный акцент будет сделан на Балтийское море, Украину и Кавказ, а также на Объединенное стратегическое арктическое командование, которое к 2020 году получит статус особого военного округа.

Так что с модернизацией российского ВМФ придется подождать, поскольку сейчас Москва вынуждена выбирать между морскими и сухопутными силами. На бумаге российский флот должен укреплять российскую мощь на международном уровне и защищать российские берега, но в действительности этому мешает неблагоприятная финансовая ситуация.

Источник: http://inosmi.ru

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
УВАЖАЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ДЛЯ КОРРЕКТНОЙ РАБОТЫ САЙТА, ПРОСИМ ВАС ОТКЛЮЧИТЬ ЛЮБЫЕ БЛОКИРОВЩИКИ РЕКЛАМЫ
Наши партнёры
http://controlf.biz.ua/
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании , просим немедленно сообщить нам.